Вы здесь

Психология современной семьи

СЕМЬЯ И ВОКРУГ НЕЕ

 

Семья

Как известно (к сожалению или к счастью), осуществляющаяся в старших классах подготовка к семейной жизни является последним по времени этапом формирования юношей и девушек как мужей и жен, непосредственно предшествующим их соответствующему поведению. Далеко позади осталось серьезно предопределяющее их взрослую жизнь прямое усвоение родительского опыта в общении со взрослыми членами семьи и неизбежных для дошкольного возраста ролевых играх (но сохранилась педагогика семейных отношений, о которой мы подробно будем говорить далее); незаметно прошел период расширения этого опыта во внутри- и внешкольном общении, и вот уже на повестку дня настоятельно встала проблема передачи юности всего необходимого для обретения счастья в их семейной жизни. И естественно, возникает вопрос: а что же должно входить в «список» этого необходимого?



По мнению специалистов в этот «список» входит повышение ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью; увеличение социальной престижности отцовства и материнства; повышение психологической готовности юношей и девушек к браку; предоставление им необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного возраста, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни, основным проблемам взаимоотношений между супругами; усиление антиалкогольной пропаганды и, наконец, освещение вопросов наиболее рационального ведения домашнего хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи.

Безусловно, что все эти задачи действительно должны быть решены в целях достижения готовности молодежи к семейной жизни. Однако их педагогическая реализация в условиях одной только школы представляется нереальной. И потому, не претендуя на полноту описания, отметим только наиболее важные для школьной педагогики направления подготовки старшеклассников к браку.

  • 1.    Деятельное осознание социальной сущности семьи и вытекающих из этого последствий для личной жизни.
  • 2.    Воспитание и самовоспитание необходимых для жизни в браке качеств.
  • 3.    Формирование адекватных брачно-семейных представлений.
  • 4.    Усвоение определенной суммы знаний по психологии и социологии брака и семьи.

Реализации последнего из этих направлений будет посвящена вся вторая часть книги. Что же касается первых трех направлений, то они нуждаются в подробном обсуждении.

Социальная сущность семьи. Социальные роли в семье.

Социальные роли в семье

Начнем с осознания старшеклассниками социальной сущности семьи, т. е. того, что, будучи по сути своей общественным явлением, она сполна подчиняется законам общественной жизни. Это хорошо выражено в определении К. Маркса, по которому «никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак, не творит брака, не изобретает его, он так же мало творит и изобретает брак, как пловец—природу и законы воды и тяжести Брак поэтому не может подчиняться произволу вступивших в брак, а наоборот, произвол вступившего должен подчиняться сущности брака».

Дело в том, что исходным моментом готовности человека к браку и семье является деятельное понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы. К сожалению, понимание этого далеко не всегда свойственно современным юношам и девушкам, отчего сплошь и рядом переход от неформальных, основанных исключительно на эмоциях взаимоотношений любви и предбрачного ухаживания к формализованным, достаточно регламентированным и, главное, обязательным отношениям супругов как брачно-семейных партнеров оказывается для них сопряженным со значительными, прежде всего чисто психологическими, трудностями — мучительным осознанием новизны и сложности ситуации, болезненной перестройкой своего и чужого поведения, а также неприятным ощущением предопределенности и заданности.

Как исходное в этой связи, юноши и девушки должны знать, что семья является исторически-конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения и трудовых ресурсов. И понимать, что историческая конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к изменяющимся общественным отношениям (хотя и является при этом одним из наиболее устойчивых общественных институтов); что о системе взаимоотношений упоминается постольку, поскольку в семье их довольно много; что малой группой семью можно назвать в связи с тем, что она вполне попадает под определение этого исходного для любого общества элемента социума, отличаясь, правда, характером объединения (очень личным); и, наконец, едва ли не главное, что социальная необходимость в семье действительно налицо, ибо исчезни она, само существование человечества окажется под угрозой. В связи с этим, разъясняя старшеклассникам социальную сущность семьи, следует постоянно обращать их внимание на непреходящее общественное значение двух основных функций семьи — репродуктивной и воспитательной (т. е. физического и духовного воспроизводства населения), неустанно подчеркивая, что только в семье они способны выполняться полноценно и естественно.

Есть здесь и еще одно — глубоко личное для любого из нас. Юноши и девушки должны достаточно четко осознавать непростую, до конца понимаемую только в зрелые годы истину — то, что брачно-семейное определение представляет из себя осознанное самоограничение. Бесчисленное множество открытых перед вступающими во взрослую жизнь дорог может, к сожалению, породить в них эйфорическую самоуспокоенность и непонимание того, что заложенный в каждом из нас потенциал может быть реализован не «вообще и везде», а в чем-то одном и строго определенным образом, и выбор какого-то одного спутника жизни всегда означает одновременно отказ от многих других, порой весьма привлекательных людей, ибо воистину «нельзя объять необъятное». А это значит, что к выбору этому юноши и девушки должны подходить со всей ответственностью и пониманием возможных последствий — длинной цепи взаимосвязанных событий, каковые он за собой повлечет...

Есть в проблеме самоопределения и другое — важное, но не всегда доступное юношам и девушкам. Это критерий средства достижения. Рассказывая о нем, учителя и родители должны со всей твердостью и определенностью довести до сознания старшеклассников, что жизненные планы осмысливаются не только в категориях результата, далекого ориентира, желанной мечты, но еще и с точки зрения процесса достижения этого результата. Потребность видеть себя в будущем самореализовавшимся, любимым и счастливым естественна и закономерна для всех стоящих на пороге взрослой жизни, но любая мечта полезна и достижима только в тех случаях, когда подкрепляется реальным планом действий, включающим помимо желанных целей еще и пути и способы их достижений.

Однако одних этих весьма абстрактных знаний окажется недостаточно для осознания ответственности за семью, если юноши и девушки не усвоят стоящий за законами общественной жизни социально-психологический смысл и вытекающие из него механизмы регуляции социального поведения людей. Смысл этот заключается в необходимости выполнять — достаточно определенным, а главное, согласованным с другими образом — некоторые внутрисемейные функции, имя которым — легион (можно напомнить старшеклассникам множество хозяйственно-бытовых дел и проблем, с которыми связано поддержание жизнедеятельности семьи). Ведь, повторим, само существование общества в конечном счете определяется тем, насколько точно и полно составляющие его люди выполняют дела, которым служат на протяжении своей жизни.

Для обозначения связанных с этими функциями общественных требований (каковым все должны подчиняться), а заодно и нормативных образцов поведения (которым мы в принципе должны следовать) социальные психологи изобрели, может, и не совсем удачный, но давно уже прижившийся термин «социальная роль». Неудачность его более всего связана с ощутимой «театральностью» термина и следующим из этого не очень приятным предположением о том, что мы не живем, а играем. Но пусть юноши и девушки присмотрятся к своей жизни. Ведь утром, выходя из дома, они автоматически, без всякого насилия над собственной личностью становятся сначала Пешеходами, а потом Пассажирами городского транспорта.

Придя в школу, превращаются в Учащихся, хотя при вызове к директору сразу же становятся Провинившимися. Вечером, возвращаясь из школы и забежав в магазин, они превращаются в Покупателей, а придя в кинотеатр, чтобы посмотреть новый фильм, — в Зрителей. Ну, а дома, в кругу своей семьи, старшеклассники становятся Детьми, а чуть позже, в своей компании, превращаются в более или менее постоянных Приятелей.

Учителю следует объяснить юношам и девушкам, что всякий раз, выполняя ту или иную роль, мы более или менее четко представляем связанные с ней права и обязанности и (правда, в зависимости от степени принятия нами этой роли) строим свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Ну, а если, занимая некую позицию, мы позволим себе излишне расслабиться, чересчур выйти за очерченные рамки, окружающие и окружающее довольно быстро возвратят нас «на круги своя» — стыдя, порицая, штрафуя, лишая благ и т. д. Однако границы «правильного» ролевого поведения отнюдь не столь жестки, как кажется. Выполняя общественные функции, каждый из нас вправе реализовывать свой собственный стиль исполнения роли, проявляя неповторимые особенности своей личности.

За этим должно последовать главное: разъяснение старшеклассникам того, что семья с точки зрения общества является его микроячейкой и может и должна рассматриваться именно с функционально-ролевой позиции. И сколь бы безгранично ни любили друг друга муж, жена, дети и ближние родственники, семье как общности необходимо еще и выполнение ее членами некоторых функций и «проигрывание» связанных с ними ролей. Причем существует взаимозависимость и взаимная ответственность «актеров» семейного «театра», в котором, как в самом настоящем театральном действии, неверный жест и не вовремя поданная реплика могут сорвать весь спектакль.

Аналогия с. театром здесь достаточно уместна. Так во всяком случае утверждает известный социальный психолог Э. Гоффман, создавший так называемую «концепцию социальной драматургии», основа которой — практически полная аналогия между жизнью и театром. Из этой концепции несомненный интерес заслуживает идея об Авансцене и Кулисах. Суть ее достаточно проста: именно на Авансцене происходят действия, имеющие прямое отношение к ролевым взаимодействиям «в чистом виде» — с весьма строгими требованиями к исполнению ролей в соответствии с ролевыми ожиданиями (юношам и девушкам можно предложить вспомнить, насколько чинно, чопорно — в общем в соответствии с нормами «идеальной семьи» — ведут себя люди, принимая гостей). Поведение за Кулисами также связано с исполнением ролей, но только требования там к ролевому поведению куда мягче (именно за Кулисами супруги обычно и выясняют свои отношения, мигом, при необходимости, возвращаясь на Авансцену, немедленно прекращая конфликт и надевая маску радушия, приветливости и взаимной любви, если в этот момент невзначай нагрянули гости).

Из всего этого следует два очень важных момента, которые пусть в разной степени (первый — в большей, а второй— в меньшей), но обязательно должны быть поняты старшеклассниками. Первый — это то, что для нормального существования семьи необходимы четкая определенность и непротиворечивость прав и обязанностей супругов и учет ожиданий других членов семьи (и момент этот, и вытекающие из него следствия настолько важны и сложны, что мы еще не раз вернемся ко всему этому на страницах нашей книги). Второй же связан с тем, что порой носить связанную с ролью маску бывает мучительно трудно и что любой человек имеет право быть не только безликим ролевым функционером, но и просто самим собой. А более всего — в семье, ибо семейные отношения и основаны на объединении единственных и неповторимых людей, и роль не должна затмевать играющего ее человека, уникальность его личности. А это значит, что в «семейном театре» будущих семьянинов помимо Авансцены и Кулис должна быть еще и Комната отдыха, в которой уставшие от затянувшегося «спектакля» актеры смогут просто отдохнуть, сбросить надоевшие маски, выслушать то, что накипело на душе у другого, а при необходимости — принять на себя бремя его роли...

Воспитание и самовоспитание необходимых для жизни в браке качеств.

Воспитание и самовоспитание

Это второе направление подготовки к семейной жизни предполагает, во-первых, четкое определение совокупности этих качеств, а во-вторых — их целенаправленное формирование у подрастающего поколения. Что касается формирования качеств семьянина, то сразу отметим, что советская психолого-педагогическая наука выработала огромный арсенал знакомых любому учителю средств воспитания личности, в связи с чем их описание на страницах этой книги было бы попросту неуместным. Вопрос же о совокупности необходимых для семейной жизни качеств относится, к счастью, к числу достаточно изученных в современной психологии и педагогике.

Как исходное, хотелось бы указать на важное методологическое положение, выдвинутое советским психологом И. В. Дубровиной. Согласно ему подготовка молодежи к семейной жизни заключается прежде всего в повышении ее нравственного уровня, ибо нельзя отдельно готовить человека к отдельным сферам жизни — семейной, производственной, учебной, досуговой.

В связи с этим вполне закономерным выглядит ориентация в формировании личности семьянина на самую суть нравственного воспитания подрастающего человека — на чувство его любви к окружающем людям. Не случайно же еще А. С. Макаренко писал о том, что, если, вырастая, ребенок не научится любить родителей, братьев и сестер, свою школу, свою Родину, если в его характере воспитаны начала глубокого эгоизма, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить избранную им женщину, а В. А. Сухомлинский справедливо утверждал, что какой-либо специальной «науки любви» нет — есть наука человечности.

Выделим еще одно комплексное качество личности, предложенное психологом В. Э. Чудновским, как необходимое условие счастливого брака: направленность на другого человека, предполагающая умение и желание понимать окружающих людей, учитывать их интересы, вкусы й привычки. Направленность эта является основой коллективистической ориентации личности и естественно формируется в ходе воспитания коллективизма.

Описанные качества могут быть признаны своеобразными краеугольными камнями личности семьянина. Однако список особенностей психологического склада, необходимых для достижения подготовленности к семейной жизни, оказывается намного шире. Для того чтобы не утомлять читателя мельканием фамилий, приведем лишь обобщенные результаты анализа этой проблемы, осуществленного советским социологом В. А. Сысенко, работы которого еще не раз будут упоминаться на страницах нашей книги.

По его мнению, нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие (точнее, усвоение) целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся: готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру и будущим детям и ответственности за их поведение; уважение прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципа равенства в человеческих отношениях; подготовленность к межчеловеческому общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру; умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его духовных движений и состояний.

Эти требования реализуются в разных семьях в разной степени. Этот очевидный факт позволяет В. А. Сысенко ввести понятие способности к браку, предполагающей несколько слагаемых.



Это способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делать добро.

Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, т. е. «входить» в эмоциональный мир другого партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единение с другим человеком.

Способность к кооперации, сотрудничеству, межчеловеческому общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения.

Высокая этическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.

Все эти способности, считает В. А. Сысенко, являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.

Формирование адекватных брачно-семейных представлений юношей и девушек.

Формирование адекватных брачно-семейных представлений

Чтобы формировать представления о чем-либо, надо знать их исходное состояние.

Первое, что здесь обращает на себя внимание, — это явственно проявляющееся у старшеклассников парадоксальное возвышенно-скептичное отношение к любви и браку. Исследования психологов и педагогов показали, что у младших подростков представления о любви и семейной жизни отождествляются, однако далее и иногда в возрасте 13—15 лет происходит прогрессирующее разделение и противопоставление понятий любви и брака, после чего новые представления о прекраснейшем из человеческих чувств буквально подминают под себя все то, что ранее связывалось с будущей жизнью в семье.

Не будем скрывать: последующее испытание жизнью нормализует брачно-семейные представления молодежи и стабилизирует чаши весов, на одной из которых находится любовь, а на другой — брак. Не случайно же анкетный опрос студенческой молодежи эстонскими социологами (он назывался «Твой идеал») дал не вполне укладывающиеся в рамки традиционных представлений о роли любви результаты. В ходе этого опроса опрашиваемые должны были распределить по степени важности для выбора спутника жизни восемь качеств. Оказалось, что важнейшим из них был ими признан характер взаимоотношений между супругами. Последующая же расшифровка того, что подразумевалось под этими отношениями, и явилась для исследователей определенной неожиданностью. На первое место юноши и девушки с редким единодушием поставили уважение, за ним — доверие, далее — взаимопонимание и лишь после этого — любовь, верность (да и то благодаря оценкам представителей сильного пола, которые признали это качество более важным, чем девушки). Затем по порядку шли умение вести себя в конфликтной ситуации и нежность.

Однако эти данные допускают и еще одно толкование. Явственное «оттеснение» любви в браке на фоне ее предшествующего всевластия позволяет говорить о переоценке значения любви в добрачных отношениях и его недооценке в браке. А это значит, что юноши и девушки могут воспринимать семью как помеху своим чувствам и лишь впоследствии, мучительным путем проб и ошибок, придти к постижению извечных истин о нравственно-психологической ценности брака.

Следовательно, учителю необходимо, во-первых, сформировать у старшеклассников понимание этой ценности, о которой так хорошо писал Гуфеланд, утверждавший, что брак «необходим для нравственного совершенства, ибо связь бытия и выгод одного с выгодами другого человека побеждает эгоизм, этого сильнейшего врага добродетели, и более сближает человека с истинно нравственным совершенством. Жена и дети привязывают его к остальному человечеству и к общему благу такими узами, которых ничто разорвать не может. Сладчайшее чувство супружеской и отцовской нежности согревает его сердце и изгоняет из него холодное равнодушие, которое беспрепятственно входит в сердце холостяка. Кроме того, они налагают обязанности, приучающие человека к порядку, труду и правильному поведению...».

В связи с этим можно обратить внимание юношей и девушек и на то, что семья является наиболее естественной средой жизнедеятельности любого человека, и неслучайно американские исследователи обнаружили, что в больницу попадает в 10 раз больше неженатых мужчин, чем женатых. Кстати, подобная психотерапевтическая функция союзов людей давно раскрыта в известной поговорке «разделенная радость — двойная радость, разделенное горе — половина горя».

Во-вторых, надо постараться создать у старшеклассников правильное понимание соотношения любви и брака и роли этого прекрасного чувства в семейной жизни как нравственно-психологической основы долгосрочного союза мужчины и женщины (этим вопросам в связи с их важностью будет уделена вторая глава следующей части нашей книги).

Следующее, что характерно для брачно-семейных представлений молодежи, — это их явственная потребительская нереалистичность. Исследования студентов социологом и философом В.И.Зацепиным показали, что «средний» желаемый супруг по своим положительным качествам превосходил «среднего» реального юношу из непосредственного окружения девушек-студенток. Этот идеальный «средний» супруг оказался значительно более честным и справедливым, трудолюбивым и умным, смелым и веселым, энергичным, жизнерадостным и волевым. Юношам студентам идеальная супруга представлялась в виде женщины, которая была не только лучше реальных девушек, но и превосходила их самих по уму, честности, веселью и трудолюбию.

Учителю следует учитывать и наличие еще одного парадокса брачно-семейных воззрений юношей и девушек — реального расхождения качеств желаемого спутника жизни и предполагаемого партнера по повседневному общению, из круга которого этот спутник в общем-то и должен выбираться. Опросы социологов показали, что те качества личности, которые считаются значимыми для идеального супруга, в реальном общении юношей и девушек не имеют решающего значения. Наибольшим успехом у опрошенных юношей пользуются (по убывающей значимости) красивые, веселые, любящие танцевать, смелые, умные, энергичные, доверчивые и трудолюбивые девушки, в то время как идеальная супруга должна быть (также по убыванию значимости) честной, справедливой, веселой и жизнерадостной, умеющей владеть собой, энергичной, любящей свою работу, старающейся помочь другим, умной, с развитым чувством юмора, волевой, красивой, смелой и (лишь после всего этого) любящей танцевать. Аналогично наиболее популярными у девушек оказались юноши (также по убывающей значимости) энергичные, веселые, красивые, любящие танцевать, высокие, с хорошо развитым чувством юмора, старающиеся помочь другим, умные, честные и волевые; тогда как для мужа порядок значимости качеств оказался следующим: честный и справедливый, умный, умеющий владеть собой, смелый, волевой, веселый, любящий свою работу, старающийся помочь другим, энергичный, с развитым чувством юмора, любящий танцевать, высокий, красивый. Все это означает, что старшеклассники должны научиться осознавать подобные во многом взаимоисключающие оценки, стремиться к единому, ориентированному на непреходящие человеческие ценности подходу к другим людям.

Однако здесь нельзя не обратить внимание на своеобразный пигмалионизм в межличностном восприятии юношей и девушек. В исследованиях В. И. Зацепина выяснилось, что существует прямая связь между характером самооценки и уровнем оценки желаемого супруга (супруги) по качествам: красивый, честный и справедливый, откровенный, доверчивый, жизнерадостный, трудолюбивый, любит свою работу, а также по интеллектуальным качествам. Оказалось, что те, кто высоко оценил степень развития их у себя, хотел бы видеть эти качества и у своего будущего спутника жизни. Обратная связь обнаружилась по поводу такой характеристики, как уступчивость: очень уступчивые предпочитали наименее уступчивых и наоборот.

Работы эстонских социологов показали, что подобный пигмалионизм весьма свойствен и идеальным представлениям молодежи. Оказалось, что и юноши, и девушки могут с достаточной точностью описать идеал супруги или супруга, обычно весьма подобный собственному характеру (но с усилением его положительных составляющих). В целом в этих наборах черт более всего ценятся сердечность, общительность, откровенность и интеллигентность (для девушек оказались важными еще и сила и целенаправленность их мужей, юноши же весьма высоко оценили скромность как важное качество своих избранниц). Вместе с тем выяснилось, что молодые люди, начинающие семейную жизнь, плохо знают характеры друг друга — оценки, присваиваемые спутнику жизни, весьма существенно расходились с его (ее) самооценкой! Вступающие в брак наделяли «другую половину» чертами и качествами, сходными со своими собственными, но с известными их преувеличениями в сторону большей «мужественности» (жены для мужей) или «женственности» (мужья для жен). Следовательно, реалистичность оценочных представлений старшеклассников является важной составляющей их готовности к семейной жизни.

Итак, развитие брачно-семейных представлений юношей и девушек включает: формирование у них правильных воззрений о соотношении любви и брака, преодоление потребительских тенденций в отношении семьи и спутника жизни, воспитание реалистичности и цельности в восприятии себя и других. Достижение всего этого и должно явиться одной из задач курса «Этика и психология семейной жизни».

Здесь, уважаемый читатель, мы подходим с вами к очень важному вопросу о психологических методиках, позволяющих изучить (а отчасти изменить и развить) важные для формирования семьянина черты личности и особенности окружения старшеклассников. В то же время хотелось бы сразу предупредить читателей о некоторых важных вещах. Прежде всего отметим, что сознательно упрощенные экспресс-тесты, встречающиеся в книге, предназначены не столько для строго научного изучения личности, сколько для своеобразного количественного выражения наиболее важных для воспитания семьянина качеств с целью их последующего обсуждения. Современные психодиагностические методики представляют собой не только точный, но и чрезвычайно тонкий инструмент, использование которого доступно лишь опытным специалистам-психологам. По этим же соображениям мы резко ограничили и количество ролевых ситуаций — применение этого инструмента индивидуального и группового развития требует не только практического опыта, но еще и обширных знаний, изложение которых, по крайней мере, в полтора раза увеличило бы объем этого издания. Курс «Этика и психология семейной жизни» ведут, как правило, учителя-гуманитарии, поэтому в книге приводятся лишь простейшие средства статистической обработки: анализ среднего и средневзвешенного арифметического и расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Мы надеемся, что и те немногочисленные методики, которые вошли в эту книгу, окажутся полезными вдумчивому учителю в его работе со старшеклассниками. Тех же читателей, которым это покажется недостаточным, мы просим немного подождать. В недалеком будущем запланирован выход сборника заданий, игр и анкет, которые могут использоваться в данном курсе.



Для практической работы по усвоению содержания данного раздела наиболее может пригодиться методика оценки старшеклассниками самих себя как будущих семьянинов.

Выпишите на доске в столбик качества, которые необходимы человеку для жизни в .семье. Например: умение и желание понимать окружающих людей; способность учитывать их интересы, вкусы и привычки; готовность принять на себя ответственность за семью и детей; уважение прав и достоинств других членов семьи; способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить; способность сочувствовать, сопереживать, сострадать; умения кооперации, сотрудничества; навыки в осуществлении домашнего труда и потребления; способность к подлинно человеческому общению. Теперь предложите каждому из старшеклассников строго индивидуально проран-жировать эти качества с точки зрения того, в каком порядке они должны быть выражены у идеального семьянина: «во-первых», «во-вторых», ... «в-девятых» (номера рангов они должны поставить у себя в тетради рядом с номерами, обозначениями или описаниями качеств личности под рубрикой «Идеал»), После того как все закончат эту ранжировку, попросите юношей и девушек еще раз проранжировать эти качества, но уже с точки зрения того, в какой последовательности они выражены у них самих в настоящее время («во-первых», «во-вторых», ..., «в-девятых»), и записать номера рангов на том же листе под рубрикой «Я». Вслед за этой ранжировкой предложите каждому из старшеклассников рассчитать коэффициент своей самооценки как будущего семьянина по формуле

коэффициент своей самооценки

где n — число сравниваемых пар (в данном случае — 9), di — разность рангов i-й пары.

Поскольку коэффициент ранговой корреляции Спирмена мы еще не раз предложим вам рассчитать, сразу же поясним, что d — наиболее непонятная в формуле величина — определяется чрезвычайно просто. Предположим, что первому качеству был присвоен 3 ранг в ряду «Идеал» и б — в ряду «Я». Тогда разница рангов первой пары будет равна 3 (d1 = 3, d12=9). Второму качеству были даны соответственно 5 и 9 ранги. Тогда d2 = 4, d22 = 16. Аналогично оцениваются все 9 пар, после чего d12 суммируются и подставляются в формулу. Теперь-то и наступает главное, ибо хотя значения этого коэффициента изменяются от — 1 до + 1, в данном случае этот числовой отрезок следует разбить на три зоны: от — 1 до — 0,6; от — 0,6 до + 0,6 и от + 0,6 до + 1. Первая из этих зон соответствует явно заниженной самооценке, обладатели которой существенно недооценивают свои качества как семьянинов и зачастую терзаются сознанием собственного несовершенства, сомневаясь в себе тогда, когда вполне можно быть в себе уверенным. Третья зона значений соответствует сильно завышенной самооценке, обладатели которой переоценивают свои достоинства и вследствие этого не предпринимают серьезных усилий по совершенствованию себя как будущего семьянина. Вторая же (средняя) зона говорит о наличии адекватной самооценки, которая не мешает ее обладателю жить и совершенствоваться.

Результаты этих несложных расчетов позволяют учителю начать серьезный разговор о личности семьянина и о тех качествах, которые необходимы мужу и жене. Однако предмет этого разговора можно значительно углубить, если в процессе групповой дискуссии выработать единую эталонную структуру качеств и по вышеописанной формуле рассчитать совпадения индивидуальных идеалов и оценок самого себя с этим эталоном.

И последнее о направлениях, формах и методах воспитания семьянина. В исследованиях психологов было выявлено, что представления юношей и девушек о будущей семейной жизни стихийно формируются в самой родительской семье — или как стремление к повторению, или как желание сделать все по-другому и т. д. Причем во многих случаях эти представления восполняют то, чего не хватало в родительском доме. (т. е. носят своеобразный компенсаторный характер). А это значит, что эффективность подготовки старшеклассников к семейной жизни существенно зависит от педагогики семейных отношений, с которой, конечно же, тоже необходимо познакомиться учителю.